В целях уголовно-правового обеспечения в Российской Федерации противодействия коррупции и в интересах выполнения принятых международных обязательств Уголовный кодекс устанавливает ответственность за совершение коррупционных преступлений. Среди коррупционных преступлений наиболее распространенным и опасным является взяточничество.
За нормами уголовного закона Российской Федерации равнозначно преследуются такие преступления коррупционной направленности как получение и дача взятки, посредничество во взяточничестве, имеющие имущественный характер.
Совершая такое преступление, виновное лицо пытается извлечь при этом какую-либо материальную выгоду.
В целях восстановления социальной справедливости а также предупреждения коррупционной преступности законодателем в действующем уголовном законе на территории Республики Крым предусмотрено назначение наказания виновному лицу в виде штрафа, как в качестве основного, так и дополнительного наказания за совершение преступлений небольшой и средней тяжести.
Нормами уголовного закона определено назначение штрафа, как меры наказания, и за совершение тяжкого преступления, а именно за злоупотребление должностными полномочиями лицом, занимающим государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 285 УК РФ).
Назначая виновному лицу наказание в виде штрафа, суд не только лишает его полученной выгоды, а, наоборот, в значительной степени ущемляет его собственные материальные интересы.
Законодатель предусмотрел различные способы исчисления штрафа:
- в размере, соответствующем определенной денежной сумме (от пяти тысяч до пяти миллионов рублей, за исключением ответственности для несовершеннолетних);
- в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период (от двух недель до пяти лет, для несовершеннолетних этот период ограничено до шести месяцев);
- в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов.
За преступления, предусмотренные ст. ст. 290, 291, 291.1 УК Российской Федерации, то есть за получение и дачу взятки, посредничество во взяточничестве, а также за преступление, предусмотренное ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп), наказание в виде штрафа исчисляется величиной, которая зависит от самой суммы взятки или суммы коммерческого подкупа.
В зависимости от квалифицирующих признаков составов преступлений, связанных с получением и дачей взятки, посредничеством во взяточничестве, преступления относятся к категориям небольшой и средней тяжести, тяжким или особо тяжким.
Отличительной чертой назначения наказания за совершение таких преступлений, несмотря на категорию тяжести - от небольшой тяжести до особо тяжкого состава преступления, является то, что штраф может назначаться не только в качестве основного альтернативного наказания, но и в виде дополнительного наказания, когда виновному лицу суд назначает наказание в виде лишения свободы.
Дополнительное наказание в виде штрафа также исчисляется в кратной величине от стоимости предмета или суммы коммерческого подкупа, взятки или суммы незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов.
Необходимо отметить, что указанная кратность величины предмета взятки в зависимости от степени тяжести преступлений и состава преступления, связанного либо с получением взятки, либо с дачей взятки или посредничеством во взяточничестве возрастает по мере совершения более тяжкого преступления.
Так, основное наказание в виде штрафа в установленных санкциями статей пределах предусмотрено за совершение преступлений этой категории:
- небольшой тяжести, в размере от пятнадцатикратной до пятидесятикратной суммы взятки;
- средней степени тяжести, в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки;
- тяжкого, в размере от пятнадцатикратной до восьмидесятикратной суммы взятки;
- особо тяжкого, в размере от шестидесятикратной до стократной суммы взятки.
Дополнительное наказание в виде штрафа, в случае осуждения лица к лишению свободы, законодатель предусмотрел в строго определенном размере за совершение преступлений этой категории в зависимости от степени их тяжести. Этот определенный размер штрафа за совершение указанных коррупционных преступлений небольшой тяжести, суд может назначить в десятикратном, пятнадцатикратном и двадцатикратном размере суммы взятки, средней степени тяжести – в двадцатикратном размере суммы взятки, тяжкого преступления – в тридцатикратном, сорокакратном, пятидесятикратном, шестидесятикратном размере суммы взятки, особо тяжкого преступления – шестидесятикратном, семидесятикратном размере суммы взятки.
Только за преступление в виде обещания или предложения посредничества во взяточничестве дополнительное наказание в виде штрафа, в случае осуждения лица к лишению свободы, санкцией ч. 5 ст. 291.1 УК РФ предусмотрено в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки, то есть в определенных пределах.
Преступления, связанные с коммерческим подкупом (ст. 204 УК РФ), относятся к категориям средней тяжести, тяжким или особо тяжким, а мера наказания в виде штрафа как дополнительного наказания при назначении лишения свободы в качестве основного наказания применяться может судом в случае совершения лицом тяжкого и особо тяжкого преступления.
Следует учесть, что в случае назначения штрафа в качестве основного наказания, за это же преступление дополнительное наказание в виде штрафа применяться не может.
Также, несмотря на кратность исчисления суммы штрафа законодателем предусмотрены минимальные и максимальные пределы его взыскания, с учетом которых штраф не может быть взыскан в сумме не менее двадцати пяти тысяч рублей и более пятисот миллионов рублей.
Согласно указанных пределов взыскиваемого штрафа и пределов санкции ст. ст. 290, 291, 291.1, с учетом квалифицирующих признаков составов преступлений, связанных с получением и дачей взятки, посредничеством во взяточничестве, размер штрафа за совершение указанных коррупционных преступлений судом определяется с учетом его тяжести и имущественного положения осужденного и его семьи, а также, с учетом возможности получения, осужденным заработной платы, или иного дохода.